Такси Навигатор

Все
новости
Общее описание системы Пример реализации Скачать программу Гостевая Ссылки

Система оперативного управления в диспетчерских службах транспортных предприятий города.

Общее описание.


Диспетчерская служба – одно из основных подразделений предприятия, выполняющая функции оперативного управления. Здесь собирается вся информация о событиях, происходящих на предприятии, анализируется общее состояние и принимается управленческое решение. При этом все эти действия ограничены жесткими временными рамками. Просчеты, ошибки или даже промедления чреваты тяжелыми последствиями.

Автоматизация диспетчерских служб относится к разряду задач требующих повышенной надежности работы всех подсистем в виду необходимости ведения постоянного контроля за текущим состоянием объектов. Отсюда вытекают и задачи обеспечения этих требований, включающие :
1. Поддержание качественной и надежной системы внешней связи.
2. Наличие основной и резервной систем энергопитания для АТС, радиосвязи и компьютеров.
3. Использование только апробированных (надежных) решений на базе современных средств вычислительной техники (СВТ).

Основные функции службы:
1. Прием заказа (вызова)
Главными задачами на данном этапе является быстрое и точное определение:
1.1. Места заказа.
Эта задача решается несколькими путями:

  • используя телефонный справочник;
  • через абонентскую (клиентскую) систему;
  • через систему общественных мест (вокзалы, бары, магазины и т. д.);
  • непосредственное описание адреса места (улица, дом, квартира).


1.2. Условий заказа
Сюда можно отнести такие характеристики как:

  • время выполнения;
  • срочность;
  • важность;
  • вид транспорта.


Для аварийных служб желательным является предварительная оценка ситуации для более точного подбора необходимых средств.

2. Обработка заказа.
Этот этап считается наиболее ответственным, поскольку требует умения принять правильное решение в короткое время.
Делится этот этап на две части:
2.1. Оценка состояния вызовов и выбор первоочередного.
2.2. Анализ состояния экипажей и поиск наиболее подходящего для выполнения заданного вызова.

3. Контроль и управление экипажами.

Социалистический принцип работы - «учет и контроль» мы когда-то проходили в школе. Но тогда мало кто видел его в действии. Отсутствие или сильное упрощение системы контроля приводило к потере времени на этапе обработки заказа, что не давало возможности качественно выполнить работу. А это, в рыночных условиях, чревато различными неблагоприятными последствиями.
Жизнь заставляет реально контролировать и управлять системой.
Для управления используются различные методы: финансовые, организационные, директивные и т д.
Для контроля желательно использовать программно-аппаратные средства, предоставляющие возможность оперативно дать качественную и количественную оценку текущей ситуации,  а также прогноз ее развития.

3.1. Контроль месторасположения.
Может выполняться двумя методами:
• абсолютным
Для реализации этого метода нужно использовать средства GPS с радиопередатчиком (можно использовать и GSM/CDMA связь) и электронную карту местности.
• относительным
Используется для небольшой территории, когда местность можно разделить на зоны. Погрешность определения места будет зависеть от размера зоны. Но при этом нет необходимости в приобретении дорогого GPS оборудования и электронной карты.

3.2. Контроль качества выполнения работ
Качество работы является одним из существенных фактором оценки результата в рыночных условиях. По результату определяется положение дел фирмы в целом. Результат можно также использовать при стимулировании работников.
3.3. Управление перемещением.
Вечный вопрос - “Как быть в нужное время в нужном месте ?”. Ответ на него мы , может, никогда не услышим. Но попытаться приблизиться к этому моменту постараемся. На основании статистических характеристик предыдущих вызовов можно определить вероятность наступления следующего события. Т.о. можно спрогнозировать количество необходимых экипажей для определенной локализации (зоны). Далее диспетчер, при освобождении экипажа, может предложить переместиться ему в зону с максимальным соотношением спроса и предложения.
3.4. Контроль состояния
После перехода экипажа в какое-либо состоянии, встает вопрос о контроле времени нахождения в этом состоянии.  Т.е., после наступления этого срока , необходимо выполнить какие-то действия, типа : дать запрос на подтверждение, уведомить руководство и т.д.

4. Рабочие места
Оптимальным вариантом работы будет использование одного человека для выполнения всех функций, но при увеличении числа обращений появляется необходимость распределения работы между несколькими работниками. Тут начинается процесс «изобретения велосипеда». Наилучшим будет разделение работников согласно функциям службы на 3 группы:
• Операторы по приему вызовов;
• Диспетчер по управлению перемещением экипажей.
• Диспетчер по выполнению заказа.

Схематично это можно представить так.


Оптимальным же вариантом будет совмещение функций двух диспетчеров одни работником.


Для предприятий с большим количеством обьектов или большой протяженностью возможно использование нескольких диспетчеров по выполнению заказа, работающих в разных каналах связи и отвечающих за разные территории.


5. Энергообеспечение
Система энергообеспечения может быть построена по принципу достаточной необходимости.
Основная задача – обеспечить стабильное напряжение в течении длительного времени.
Решения :
5.1. Мощные источники бесперебойного питания (UPS)
5.2. Комбинированные системы на базе UPS и аккумуляторов.
5.3. Дизельные установки

6. Связь
Этот участок считается одним из важных. Так как отсутствие входной или выходной связи влечет за собой остановку работы всей системы.
6.1. Мини АТС
Наличие мини АТС дает дополнительные возможности контроля и управления входными звонками. Желательно установка цифровых АТС от мировых производителей (Panasonic, LG и т.д.)
6.2. Радиосвязь
Эту часть лучше всего прочитать на форуме сайта Таксопарк
6.3. Гарнитура
Для освобождения рук операторы и диспетчеры должны использовать гарнитуру (наушники с микрофоном). Проблема бытовых гарнитур состоит в том, что при долгой работе (6-8 часов) они вызывают неудобства, а иногда и болевые ощущения в ушной раковине или голове. Качество воспроизведения и передачи звука, при этом, далеко от желаемого. Поэтому рекомендуется приобретать профессиональные гарнитуры, специально рассчитанные на длительную работу и обеспечивающие максимально возможный комфорт и удобства при работе.
Как вариант, можно предложить гарнитуру от фирмы Plantronics.
6.4. Регистрация и архивирование сообщений
Системы регистрации и архивирования сообщений уже давно разрабатывались и эксплуатировались как в странах СНГ так и за рубежом. Использование СВТ, просто дало дополнительные удобства для поиска и обработки этой информации.
Какую систему предложить? Я считаю, оптимальным должно быть интегрированное решение. Т.е. эта система должна быть одним из составляющих всего комплекса и доступ к ней должен быть организован с любого рабочего места. Если интересно, то можно почитать соответсвующий форум сайта Таксопарк


7. Компьютерные системы и сети
Включают в себя серверы, рабочие станции и коммуникационное оборудование.
7.1. Серверы
Должны обеспечить надежный и постоянный доступ к базам данным. Желательно здесь использовать компьютеры известных производителей (brand name). Экономия средств для этой позиции может стоить значительно дороже на этапе эксплуатации.
7.2. Рабочие станции
В качестве рабочих станций могут использоваться как РС начального уровня, так и терминалы.
7.3. Коммуникационное оборудование
Учитывая специфику задачи все коммуникационное оборудование должно быть устойчиво от внешних помех включая электромагнитное излучение от радиостанций.


8. Программное обеспечение.

Рынок программного обеспечение для диспетчерских служб транспортных предприятий находится еще в стадии становления.
8.1. Операционные системы
Рынок операционных систем для данной задачи представлен : Windows NT/2K/XP, Linux (Unix).
8.2. Экспертные системы (или системы принятия решения)
Наверное такие системы есть, но они мне не знакомы.
8.3. ГИС
Использование современных геоинформационных систем (ГИС) дает возможность диспетчеру наглядно увидеть обстановку места вызова и учитывая подъезды к нему, произвести оценку текущего состояния. Для служб с небольшим количеством обьектов и большим диапазоном перемещения использование этих систем очень эффективно. Один из самых лучших решений, по нашему мнению, является проект RussGps
8.4. Система регистрации вызовов и учета состояния экипажей.
Требования:

  • Наличие мощных и достаточно гибких средств управления данными.
  • Необходимость ведения копии базы данных в реальном масштабе времени.

Отсутствие промышленных систем для решения данных задач можно сформулировать наличием следующих факторов :

  • Отсутствие систематизированного подхода.
  • Небольшим спросом, а значит, при высоких требованиях и затратах, низкой рентабельностью разработки.
  • Разнородностью служб, т.е. большими затратами на настройку системы.

Это все не значит, что попытки разработок не ведутся. Один из таких вариантов мы хочем Вам представить. См .пример реализации.


Горнолыжные туры в Австрию



Hosted by uCoz